Психологи и педагоги, безусловно, специалисты важных и нужных обществу профессий. Вопрос состоит в том, насколько именно их квалификация поможет клиенту в обоснованном выборе специальности и пути развития. На мой, взгляд, их квалификация лишь частично охватывает карьеру и развитие взрослых работников и во многом носит книжный (то есть далекий от практики) характер. Как практик я вижу 2 больших провала в их квалификации. Первое, подавляющее большинство экспертов готовы работать со всеми профессиями (специальностями). Это определено тем, что на сайтах по профориентации не указываются какие-либо ограничения по анализируемым профессиям. Российские классификаторы описывают более 30 000 специальностей, никакому эксперту невозможно хорошо знать даже 3 % такого количества. Не зря сказано еще К. Прутковым: «Нельзя объять необъятное». В том числе, такие специалисты готовы работать и с творческими специальностями. А это требует разного набора навыков и умений по каждой разновидности творческих профессий. Второе, долгие поиски на сайтах по профориентации (просмотрено как минимум 70 сайтов, лидеров по выдаче Яндекса и Гугла, включая региональные) я не нашел внятного ответа, как эксперты определяют свойства профессии (специальности), в том числе и количественно. Ведь если свойства профессии (специальности) не определены, то как вообще проводить профориентацию?
Наша команда не берется работать с творческими специальностями, а наилучшим образом готова работать с 16 основными специальностями, по которым имеются актуальные профили.